?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читаю сейчас уже вторую книгу одного из самых авторитетных психологов мира "Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой". Алан Каздин, автор книги, говорит: "Мы часто совершаем одну ошибку: пытаемся справиться с ребенком при помощи наказания, тогда как поощрение хорошего поведения оказывает намного больший эффект".




Я тоже пыталась внедрять систему о которой рассказано в книге давно, еще когда у меня не было такой прочной теоретической базы. Некоторое время она была удачной, но при этом из-за отсутствия продуманности была заброшена, к сожалению, хотя дети проявляли к ней большой интерес.

Знаю, что и многие другие родители с помощью системы поощрений - баллов, звездочек, смайликов - пытались получить от детей желаемое поведение.

Сейчас я вам расскажу о целом научном методе по использованию этой системы на практике.

1. Для начала вы должны решить какое именно поведение ребенка хотите получить в положительном ключе.
"Я хочу, чтобы он каждый день собирал свой рюкзак в школу с вечера"
"Я хочу, чтобы он каждый день вовремя ложился спать"
"Я хочу, чтобы он выполнял определенную домашнюю обязанность" и т.д.

2. Поощряем ребенка за каждое выполненное действие, нужное нам. Но при этом не ждем совершенства. Если ребенок никогда вовремя не ложился спать, то за один вечер он не станет пай-мальчиком.
Для поощрения создаем таблицу достижений:
В левом столбце - дни недели, дальше - 1-2 привычки (для начала лучше остановиться на этом количестве) и последняя колонка - общее число баллов за день.

Например, мы начисляем ребенку 2 балла за собранный с вечера рюкзак и 2 балла за то, что он ляжет вовремя спать. Итого за день он может получить 4 балла. Пустых клеточек не оставляем, ставим прочерк или ноль, если ребенок баллов не заработал. Можно писать баллы не цифрами, а рисовать звездочки, клеить смайлики или какие-то наклейки.
Для начала лучше взять только будние дни с понедельника по пятницу.

Многое зависит от того, где поместить таблицу. Она обязательно должна быть на видном, доступном для ребенка месте - на холодильнике, на стене в его комнате.

Обмен очков на призы.

Никогда ничего не отбирайте. Не должно быть ситуации, когда ребенок не выполняет ваших требований, а вы в наказание у него отбираете его вещи. Это табу.

Начните с "дешевых" призов. Это могут быть маленькие игрушки, удовольствия, развлечения. Игрушек лучше приготовить сразу несколько и сложить в мешочек, чтобы ребенок мог достать ее оттуда.
Не устанавливать на призы непомерно "высокие" цены. Нет смысла обещать маленькому ребенку, что за 500 очков он пойдет на каток с родителями. Он не сможет так долго копить баллы на этот приз и разочаруется.

Стоимость призов устанавливайте от дневной суммы очков до суммы очков в месяц для детей постарше. Но это должны быть обязательно желанные, долгожданные призы, ради чего ребенку стоит переделывать свои привычки.

3. Приступаем к работе

В первые дни вы должны мягко, в форме просьбы, начиная ее со слова "пожалуйста", напоминать ребенку, что ему нужно пойти в кровать. Если он остается в кровати, а не начинает канючить "пописать-попить-покушать", мы начисляем ему 2 балла и вписываем их в таблицу.

Как только набираются баллы на приз, мы предлагаем ребенку забрать маленький приз или копить дальше на большой. Обычно сначала дети забирают маленькие призы, а потом начинают копить все больше и больше баллов.

Некоторые призы, предложенные автором книги, меня смутили. Например, за некоторое количество баллов ребенку дается приз - звонок бабушке. Для меня это за гранью понимания.
Но некоторые призы хороши: дополнительное чтение на ночь, просмотр мультиков вместе, поход на каток, поездка куда-то, настольная игра (заметьте, это дополнительно к тому, как вы обычно развлекаетесь с ребенком).


По этой системе вы вместе с ребенком работаете над формированием нужного поведения. А это можно сделать только путем тренировки, только так действия становятся естественными и автоматическими.
Когда привычка становится автоматической, вам больше не нужно будет вознаграждать ребенка. И можно переходить к формированию другой привычки.

Здесь я рассказала в общем об этой системе поощрений, уже на этой основе можно приступить к формированию нужной привычки у своего ребенка (или у себя, почему нет?). Но в книге "Трудный ребенок" вы найдете подробные инструкции к этой программе, разбор нестандартных ситуаций, ситуации с детьми разного возраста, что позволит провести эту программу поощрений еще более качественно.



Posts from This Journal by “воспитание” Tag

promo olga_krav4enko july 5, 10:01 15
Buy for 10 tokens
Такое бывает? Ну конечно! Все же слышали уже слово "кэшбек", но не все пользовались возможностями, которые оно предоставляет. Я зарегистрирована на данный момент на двух сайтах - Копикот и Letyshop Убедилась на собственном опыте, что происходит реальный возврат денег за покупки в интернете.…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
vadro
Sep. 21st, 2016 07:13 am (UTC)
очень хорошая система! для ребенка будет счастье получать маленькие действительно заслуженные призы !
olga_krav4enko
Sep. 21st, 2016 10:04 am (UTC)
автор обещает, что система работает на 100%, он ее много раз проверял на своих клиентах и их детях
vadro
Sep. 22nd, 2016 06:56 am (UTC)
беру на заметку!
taxik
Sep. 21st, 2016 07:30 am (UTC)
Отличная система! Я подсознательно как-то так и действую! Надо мне теории почитать! Спасибо за ссылочки на книги!
olga_krav4enko
Sep. 21st, 2016 10:05 am (UTC)
в книге все очень подробно и доступно, много нюансов объясняется, приводятся примеры. Если система заинтересовала, то книга пригодится
sevenevildevils
Sep. 21st, 2016 08:24 am (UTC)
Интересная и, как мне кажется, действенная система!

"Когда привычка становится автоматической, вам больше не нужно будет вознаграждать ребенка. И можно переходить к формированию другой привычки. " - вот тут немного смутило.... Не будет ли ребёнок ждать вознаграждения за уже приобретённую привычку, ведь он привык к тому, что ему выдают баллы, а теперь вдруг перестали?..
olga_krav4enko
Sep. 21st, 2016 10:08 am (UTC)
в книге автор объясняет всякие нюансы системы. Хотя меня такой вопрос тоже беспокоит.
nadegdavikt
Sep. 21st, 2016 08:31 pm (UTC)
Автор взял кдхлассическую схему дрессировки животных, но выкинул самую важную часть.То, что предлагает автор- это система посиоянного материального стимулирования.Это первый этап дрессировки.Затем нужно перейти на прерывистое подкрепление - т.е.от случая к случаю, причем дрессируемый не знает ,когда ему дадут приз, а когда нет.При этом увеличивается доза нематериального прдкрепления- ласковые слова, поглаживания и т.п. Третья стадия - остается только нематериальное подкрепление на постоянной основе, а материальное лишь за освоение новых навыков или особые успехи.Аналогично автор данной книги призывает действовать с детьми, но застревая на первом пункте.Со временем никакие подачки не заставят ребенка делать то, что ему не очень хочется. Короче, подход весьма дилетантский у автора.Но может работать с некоторыми детьми в некотором возрасте. Уж если автор ддрессирует детей, а именно это происходит, несмотря на красивую обертку, то надо это делать хотя бы профессионально что ли.
А вообще. ,мне нравится книги Джеймса Добсона на эту же тему.В сети есть.

Edited at 2016-09-21 08:35 pm (UTC)
olga_krav4enko
Sep. 22nd, 2016 11:09 am (UTC)
вы читали эту книгу?
nadegdavikt
Sep. 22nd, 2016 07:42 pm (UTC)
Я прочитала ваш пост об этой книге и высказала свои соображения.
mahusia
Sep. 28th, 2016 08:58 am (UTC)
интерестно, надо будет взять на заметку. я давно уже про это думала, но так и не внедрила.
( 11 comments — Leave a comment )