Я оказалась на ленинградской улице времен блокады. И свежи еще в памяти воспоминания недавно прочитанных страниц "Блокадной книги", и опять в голове никак не находится ответа на вопрос: "КАК?" Как можно было не только выжить, но еще и работать? Как можно было отдавать последнюю пайку хлеба чужому человеку, потерявшему карточки? Как хватало мужества и сил поддерживать соседей и даже незнакомых людей?


Экспозиция из 32 блокадных окон, все черно-белое. Только красные гвоздики выделяются ярким пятном у дневника Тани Савичевой.

Художник из Гусь-Хрустального Даниил Кузнецов подлинные документы и фотографии увеличил, с помощью особой техники нанес на обратную сторону стекла и вставил в черные рамы.
Из одних окон ты как будто смотришь на улицу, а в других можешь подсмотреть с улицы, что происходит в чужих квартирах.
Вот в окне виден голодный ребенок, который ждет маму с кусочком хлеба. Сможет ли она дойти домой к тебе, малыш, в этот морозный день?
А из своего окна, выглянув на улицу, видим трупы погибших - соседи, родственники, знакомые и незнакомые. Смерть побывала в каждом доме и в каждой квартире.
Постепенно люди привыкли даже к трупам на улицах. Хоронить не было сил...
За время блокады в Ленинграде погибло более 630 тыс. человек. По другим данным эта цифра превышает 1,5 млн.

На улицах Ленинграда было установлено около 1500 громкоговорителей для сообщения жителям о воздушных атаках на город. Сигналом тревоги был звук метронома. Если ритм был быстрым -объявлялась воздушная тревога, медленным - отбой. Вещание было круглосуточным, и даже в домах радио отключать не разрешалось. А когда уже и радио перестало вещать, звук метронома все равно продолжал нестись из громкоговорителей. Это означало, что город еще не умер.

Для борьбы с вражеской авиацией запускали аэростаты. Надували их гелием, скрепляли попарно, в середине прикрепляли взрычатку, и в небо запускали в шахматном порядке.

В январе 1943 года в Ленинград прибыли 4 эшелона...кошек! За время блокады они все были съедены или погибли, а в городе расплодились в огромных количествах крысы. Для борьбы с ними и привезли из Ярославской области столько кошек. Ленинградцы выстраивались за кошками в очередь.
Прошу прощения за фото, оно и само не очень четкое, и я сделала всего один кадр.

И подборка стихов на стенах о блокаде и стихов, написанных самими блокадниками. Читать невозможно, душат слезы.


Сердце разрывается от боли и ужаса...И я ведь просто смотрела в блокадные окна.
Что же чувствовали ОНИ там, за этими окнами?
872 страшных дня, полных безысходности, смерти и голода...
Journal information